(383) 328-35-23

Ворота — важнейший мистический символ границы двух миров. Ворота — это порог великой тайны, открывающий вход в неизведанное пространство.

В мифологии символическое значение имеют ворота загробного мира, ведущие в ад (символ смерти), и небесные врата, открывающие путь в рай (символ духовного бессмертия).
Скрипучие железные ворота «Долины теней» открыты только днем, поэтому на Востоке принято хоронить умерших до захода солнца. Количество самих ворот нестабильно, в разных культурах оно колеблется в пределах от 1 до 9. В Юду, китайскую «Столицу мрака», есть лишь один вход, расположенный на горе Буч-жоушань. В Шеол, иудейскую «Страну безмолвия», ведут трое ворот: одни находятся где-то в окрестностях Иерусалима, вторые — в пустыне, а третьи — на дне морском. В шумерских мифах речь идет о семи воротах Царства Мертвых, а в европейской традиции их число возрастает до девяти. Девятые врата — символ преисподней, ибо они открывают доступ в самое сердце ада.

Адские ворота охраняют жуткие монстры подземного мира, вселяющие страх и трепет в душу несчастного грешника: покойного грека грозно облаивает трехглавый пес Цербер; китайца кропят кровью ту-бо, скособоченные трехглазые и рогатые существа непонятной породы; а вавилонянина пронзает невыносимым леденящим «взглядом смерти» Эрешки-галь, злобная хозяйка шумерского ада.

Солнце,совершая ежедневное путешествие через Храм Мира, пересекает незримые ворота Востока и Запада. Ключами от небесных ворот владеют божественные привратники с безупречной репутацией: Дике, древнегреческая богиня справедливости; Ушас, древнеиндийская богиня утренней зари; «четыре великих небесных царя» Китая, стоящие на часах у ворот, ориентированных по четырем сторонам света. По даосским представлениям, Небо состоит из 9 сфер (Цзю-тянь — «девять небес»), и в каждую из них ведут свои ворота, охраняемые бессмертными воинами, тиграми и барсами. Ключевую роль играют ворота Чанхэ, расположенные в самой нижней сфере, поскольку именно там пролегает граница между земным и небесным мирами.

В мифах разных народов хватает и земных ворот, достойных нашего внимания. В нартском эпосе адыгов символом неприступности выглядит крепость Еми-нежа, расположенная за семью морями и семью горными цепями на краю света. Цитадель зла опоясывают семь сверхпрочных крепостных стен, а ее ворота состоят из множества смыкающихся мечей, готовых искромсать в куски любого смельчака.
В библейском мифе с воротами связан один из великих подвигов Самсона. Враги, пытаясь пленить загулявшего в городе героя, захлопнули ворота Газы, но силач вырвал их из земли и унес на своих плечах. Пройдя половину Ханаана, Самсон в знак своей победы водрузил ворота филистимлян на вершину горы у Хеврона.

Если закрытые ворота Газы не справились с ролью смертельной западни, то открытые ворота крепостей можно рассматривать как символ женского коварства и предательства. Тарпея, дочь римского военачальника Спурия, соблазненная блеском золота, открыла ворота Капитолийской крепости осадившим Рим сабинянам, а дочь коринфского царя на аналогичное преступление толкнула любовь к вражескому вождю, гераклиду Алету. Обеих этих злодеек постигло вполне заслуженное возмездие, но вот за что пострадала несчастная дочь израильского полководца Иеффая, принесенная в жертву немилосердным отцом? Все преступление девушки заключалось в том, что она, радуясь возвращению отца из похода, открыла ворота дома и первой выбежала ему навстречу. Любой вменяемый человек обнял бы и расцеловал свое любимое детище, а этот оголтелый фанатик схватил бедняжку за косы — и на костер!
В религии многих народов прохождение через «священные ворота» знаменует духовное очищение и начало новой жизни. Охрану святых ворот несут бдительные божественные стражи-привратники. Ворота даосских храмов стерегут четыре бога-охранителя: Ли, Ма, Вэнь и Чжао.

Буддистские храмы Кореи защищают от демонов и врагов веры каменные изваяния Индры и Брахмы. Дома китайцев оберегают от нечисти фигурки двух святых — Шэньту и Юйлэя, стоящие с веревками в руках по обе стороны от ворот. Если злобный дух попытается проникнуть в дом китайца, верные стражи свяжут его веревками и скормят свирепому тигру, изображенному на воротах.

В Древнем Риме ключами от всех входов и выходов заведовал двуликий Янус. Нума Помпилий, второй по счету царь Рима, посвятил богу Янусу двойную арку с воротами, установленную на Форуме. В дни мира ворота арки были на запоре, но во время войны жрецы отпирали их и распахивали настежь.
В христианстве ворота наделены целым рядом символических значений. Запертые ворота служат аллегорией непорочности Девы Марии, именуемой иногда «Вратами Небесными». В сцене Сошествия в ад обломки медных ворот ада, лежащие у ног Христа, символизируют его победу над смертью.

Апокрифические Евангелия повествуют о том, как Христос после распятия прорвался в преисподнюю, сокрушив «врата медные» и «вереи железные», посрамил Сатану и вывел из адовых глубин ветхозаветных праведников. После смерти апостола Петра Иисус сделал его главным привратником, вручив своему верному ученику два ключа: золотой — от ворот рая, и серебряный (по другой версии, железный) — от адовых ворот. В сцене Страшного суда ворота образуют символическую преграду, отделяющую «агнцев от козлищ» (праведников от грешников). «Небесный Иерусалим», один из вариантов церковного рая, «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов».

В европейской городской геральдике закрытые ворота крепостей, символизирующие защиту и безопасность, изображены в гербах Гамбурга, Эдинбурга, Дублина и многих других городов. Аналогичные эмблемы есть и в российской геральдике. В гербе Сергиева Посада, например, готовность к обороне подчеркивают не только запертые ворота белокаменной крепости, но и две золотые секиры, вознесенные над гребнем стены.

Открытые геральдические ворота свидетельствуют о гостеприимстве и радушии горожан, однако почти во всех подобных эмблемах содержится более или менее явный намек на готовность граждан отразить вражеское нападение. Так, в гербе польского города Быдгощ открыта лишь одна створка ворот, тогда как вторая остается закрытой; над распахнутыми воротами Кракова, старинной резиденции польских королей, витает белый королевский орел; а вход в открытые ворота Праги защищает рыцарская латная рука с мечом.

В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса изящные ворота-арки, декорированные цветами, увитые плющом, лавром и виноградной лозой, украшенные яркими фигурками нимф, граций и амуров с лирами, арфами и свирелями в руках, сделались характерной эмблемой Свободных Искусств.
В истории некоторых государств знаменитые ворота были символами могущества монархической власти. Таковы Львиные ворота в Микенах, Золотые ворота в Константинополе, Киеве и Владимире. «Высокой Портой» («Высокими воротами») именовали резиденцию турецкого султана, когда хотели подчеркнуть величие властителя Османской империи.

Символические названия многих древних ключевых пунктов, расположенных в разных уголках земли, тоже связаны с воротами. В истории Древнего мира немаловажную роль сыграли Фермопилы (греч. «Теплые ворота») — узкое ущелье, соединявшее Фессалию со Средней Грецией, важнейший стратегический пункт обороны. «Теплыми» эти места прозвали из-за горячих серных источников, бивших из-под земли. Дважды здесь разворачивались грандиозные сражения античных времен: в 480 году до н.э. совершили свой бессмертный подвиг 300 спартанцев, «захлопнувшие ворота Фермопил» перед носом кичливого персидского царя Ксеркса, а в 191 году до н.э. победоносная сирийская армия Антиоха 111 Великого потерпела сокрушительное поражение от римлян.

Город-крепость Дербент, расположенный в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, в прошлом надежно перекрывал сухопутную дорогу в Иран. Неудивительно поэтому, что название древнего города означает буквально «Железные ворота». Куда более древний шумерский город, основанный еще в XXIII веке до н.э., носил славное имя Ка-дингир («Врата Богов»). Амореи, захватившие земли Древнего Двуречья, сделали Кадингир своей столицей. Завоеватели сохранили его гордое название, но на их языке оно звучало как «Баб-Илу» («Врата Бога»). Этот легендарный город древности, окруженный тройной крепостной стеной с сотней медных ворот, известен в мировой истории как Вавилон.

В военном деле ворота цитадели — наиболее уязвимый участок обороны. Атакуя крепость, неприятель первым делом пытался прорваться через ворота, предварительно взорвав их или выбив тараном. Обшитые металлическими листами ворота укрепленных замков защищали подъемный мост, опускная решетка, ров, привратные башни, но все это не гарантировало их безопасности. Крепость, не выдержавшая осады, распахивала свои ворота. На войне открытые ворота — самый очевидный знак капитуляции.
В спорте во многих командных играх (футболе, хоккее, гандболе, водном поло и др.) ворота сохранили значение символической границы, неприкосновенной для соперника.

 

 

© gorvorota

Сделать бесплатный сайт с uCoz